» » Пятый Элемент.

Пятый Элемент.

размещено в: Парусные яхты | 0

Экспедиционная парусная яхта. Новый взгляд.

Возможны ли новые подходы в такой старой и разработанной поколениями мореходов теме, как парусный «крейсер» широкого назначнения? Да, нам удалось создать абсолютно новую концепцию экспедиционной парусной яхты, пригодной для путешествий в любых широтах и условиях, будь то тропические моря или суровые воды Арктики и Антарктики!

Основополагающей задачей при проектировании стала разработка яхты неограниченного района плавания, бюджетной по затратам как на стадии постройки, так и по расходам на содержание, при этом бескомпромиссной в эстетике, мореходности, управляемости и надёжности.

Неужели возможно совместить все эти, казалось бы взаимоисключающие пожелания? Думаем, что у нас получилось, хотя и потребовался полный пересмотр устоявшихся канонов и представлений о современной парусной яхте. И в первую очередь это коснулось... архитектуры!

А вы наверное подумали о парусном вооружении? Конечно, люгерное вооружение типа Chinese Junk Rig тоже выглядит непривычно для многих яхтсменов, но тем не менее на сегодняшний день оно достаточно распространено. Его применение в данном проекте имеет веские основания, к которым мы ещё вернёмся, и всё же главной новизной проекта является его архитектурно-планировочное решение.

Большинство современных яхт – из тех, что доминируют в маринах и на страницах глянцевых журналов – вовсе не предназначено для серьёзных путешествий, порою в экстремальных условиях. Избыток двуспальных кроватей и санузлов в планировке создают привлекательный образ у потенциального покупателя, присматривающего себе будущую лодку на выставке или красивом сайте в интернете. Критически взглянуть на «домашние» удобства с позиции реального использования в условиях даже относительно непродолжительного морского перехода, получается далеко не у всех-– рекламные стереотипы берут верх. Скупые объемы маленьких каюток, в которые часто отсутствует доступ свежего воздуха и естественного света, невозможность рулевому спрятаться от тропического зноя или пронизывающего холода высоких широт. Широкие койки, на которых приходится спать перекатываясь от борта до борта или придавливая соседа к подветренному борту. Кокпит, больше похожий на узкую канаву, в которой в принципе невозможно комфортно расположится на стоянке вокруг стола на обычных стульях...

Архитектура

Мы нашли альтернативу для тех, кто реально понимает о чём идет речь – о требованиях хорошей морской практики.

С этой точки зрения в архитектуре современных яхт можно выделить четыре типа устоявшихся компоновок:

Beneteau с традиционным кокпитом в корме.
С традиционным кокпитом в корме (Beneteau Oceanis 45).
Hallberg-rassy с обожаемым многими путешественниками центральным кокпитом.
С обожаемым многими путешественниками центральным кокпитом (Hallberg-rassy 44).
Moody с набирающим популярность deck salon – салоном с круговым обзором, притопленным в палубу.
С набирающим популярность deck salon – салоном с круговым обзором, притопленным в палубу (Moody 45 DS).
Nauticat - классический motorsailer с большой рулевой рубкой, которая является неразрывным продолжением надстройки в центральной части.
Классический motorsailer с большой рулевой рубкой, которая является неразрывным продолжением надстройки в центральной части (Nauticat 441).
Мы создали недостающий «пятый элемент».

Мы предлагаем компоновку, в которой ходовая рубка отделена защищённым участком палубы от передней части корпуса с увеличенной высотой, по типу классического траулера с высоким полубаком.

В итоге получаем следующие преимущества:

– разделённый водонепроницаемыми переборками на четыре отсека корпус;

– полноценный салон с круговым обзором, интегрированный с защищённым от непогоды рулевым постом и камбузным блоком (настоящая мечта моряка!);

– удобное машинное отделение с объемами под генератор, аккумуляторы, большие топливные и водяные цистерны;

– закрытый от ветра участок палубы, выполняющий функцию кокпита в средней части судна. Он позволяет не только удобно и безопасно работать с парусами на переходах, но и с немыслимым комфортом расположиться на стоянке, установив стол и стулья перед рубкой на палубе – под зонтиком или тентом!;

– значительный по размеру трансформируемый под конкретные пожелания судовладельца объём помещений в носовой части корпуса.

Где ещё вы такое видели? Вот она, материализация мечты!

Базовая планировка жилых помещений в передней части судна не предусматривает двуспальных коек, хотя ничто не мешает воплощению подобной задачи. В нашем случае всё нацелено только на максимальный комфорт для полноценного отдыха в условиях продолжительных морских переходов.

Попутно стоит отметить, что при желании заказчика предлагаемый современный внешний дизайн яхты может быть без ущерба эстетике изменён на классический, начала XX столетия. Это можно проиллюстрировать на примере нашего эскиза 10-метровой лодки, с аналогичной архитектурой.

Конструкция

С нашей точки зрения, оптимальным материалом корпуса такой яхты является сталь. Весь окружающий нас мир по преимуществу состоит из стали и бетона. Последний, кстати, можно применить как часть балласта.

Сталь – наиболее доступный по цене, долговечный, упругий, прочный, предсказуемый по поведению и легко ремонтируемый материал. Как альтернативу можно предложить опцию и алюминиевого корпуса – это потребует лишь изменения толщин в конструкции, однако в этом случае о бюджетности следует забыть. В любом случае металл будет наиболее предпочтительным материалом, если вы мечтаете о вселяющей уверенность экспедиционной яхте, на пути которой в океане могут встретиться что угодно – от потерянных контейнеров до ледовых полей или необозначенных коралловых рифов.

Значительная осадка, присущая большинству современных круизных лодок, часто становится ощутимым препятствием на пути к самым привлекательным местам, она ограничивает выбор якорных стоянок, вынуждает следовать не самыми короткими маршрутами. Современный киль, подобно крылу с большим размахом, эффективно работает на лавировке при встречных ветрах, которых следует всячески избегать при планировании длительных круизных плаваний. Такой киль, тем не менее, создает добавочное сопротивление, способствуя нестабильности и брочингу на полных курсах, которые как раз доминируют при океанских переходах.

То же касается и возвышения рангоута над уровнем воды. Высокая мачта бермудского шлюпа, с полным набором стоячего такелажа становится почти неодолимым барьером при планировании путешествий по внутренним водным путям. Перспектива дважды снять и затем установить мачту на 45-футовом шлюпе с последующей настройкой такелажа – наводит тоску и убивает энтузиазм даже у самых энергичных яхтсменов.

В нашем революционном по снижению затрат проекте предлагается в качестве балласта использовать крайне доступный по цене, в сравнении например со свинцом, стальной балласт, размещённый в длинном плавниковом киле. Длина киля способствует не только понижению центра тяжести при сохранении относительно небольшой осадки, но и обеспечивает хорошую устойчивость на попутных курсах, весьма характерную для классических яхт.

Парусное вооружение

Парусное вооружение шхуны позволяет очень комфортно управлять отлично сбалансированным судном, не прибегая к помощи авторулевого в широком диапазоне погодных условий.

Шхуна с отдельностоящими, не связанным между собой мачтами исключительно надёжна с точки зрения возможных поломок и потерь в экстремальных ситуациях, имеет относительно низко расположенный центр парусности, минимальный вертикальный габарит. Мачты, лишённые стоячего такелажа, легко и быстро устанавливаются, что является весьма желанным преимуществом для большинства путешественников.

В качестве основного типа парусного вооружения для данного проекта предлагается использовать разновидность балансирного люгерного вооружения китайской джонки. Вот об этом, на первый взгляд необычном решении стоит поговорить подробнее.

Несмотря на свой солидный возраст в более чем два тысячелетия, данный тип парусного вооружения до сих пор находит немало приверженцев и даже апологетов во всём мире. Например, знаменитый английский яхтсмен Роджер Тэйлор не рассматривает других вариантов для своей знаменитой Мингминг. И даже знаменитые и модные производители серийных яхт массового сегмента, такие как Beneteau, активно экспериментируют с современными интерпретациями на эту тему. Это обусловлено основополагающими принципами такого вооружения.

В распоряжении его создателей не было ни алюминиевых профилей с ликпазами, ни прочных тканей, способных воспринимать огромные напряжения парусов со значительным удлинением, ни тросов из высокомодульного волокна, ни многоскоростных лебёдок, являющихся неотъемлемыми атрибутами современной яхты. Однако им удалось обойтись без всего этого, создав достаточно эффективный тип вооружения, не требовательный ни к используемым материалам, ни к бюджетам владельцев, способного эффективно работать на любых курсах в любых погодных условиях.

В нашем случае использование Chinese Junk Rig позволит избежать фантастических затрат на современный рангоут и такелаж, сократить весь требуемый парусный «гардероб» до двух балансирных парусов, не требующих ни отдельного места хранения, ни многочисленных мощных и дорогостоящих лебёдок для работы с нагружёнными шкотами! Мачты могут быть изготовлены из обычной алюминиевой трубы или клееной древесины, что никак не ухудшит качества рангоута. Более того, по бедности и в сложных коллизиях дальних странствий сгодится и подходящий ствол сосны. Наверняка в определённых условиях такое вооружение окажется несколько менее эффективным, чем мембранные паруса на угольных мачтах современных спортивных лодок, но существенные преимущества в надёжности, простоте управления и минимизации затрат являются неоспоримыми аргументами в пользу предлагаемого нами в качестве базового вооружения для этого проекта. Стоит ещё раз отметить, что данный проект ориентирован на дальние вояжи с преимущественно попутными пассатами, а не на короткие гонки по олимпийскому треугольнику. Яхтсмены, имеющие опыт хождения на лодках с аналогичным вооружением китайской шхуны, особо отмечают комфортность и стабильность его работы на фордевинде, а мы знаем, насколько именно это важно, применительно к поставленным задачам.

На изматывающих встречных курсах, в опасных ситуациях, при маневрировании в условиях закрытых акваторий в распоряжении владельца этой яхты имеется мощный вспомогательный двигатель.

Ещё раз отметим – мы можем предложить для данного проекта и традиционный бермудский вариант, вплоть до шлюпа с осадкой в 2,5 м или подъёмным килём и свинцовым балластом, а также корпус из алюминия и другие желаемые опции, которые возможно и улучшат яхту, но о преимуществах можно дискутировать, а о бюджетности всего мероприятия наверняка придётся забыть!