» » Джонка против бермудского шлюпа

Джонка против бермудского шлюпа

размещено в: Статьи | 0

Журнал Practical Boat Owner – вовсе не обычное рекламное глянцевое издание. Его читатели – владельцы лодок, активные яхтсмены, заинтересованные в получении вдумчивой, объективной информации относительно всего, что может быть полезным для практикующего мореплавателя-любителя. Тесты, обзоры, независимые исследования составляют основу публикуемых журналом материалов.

В ноябре 2011 на страницах издания появилась примечательная статья под названием “Bermudan vs junk rigs”, в которой сопоставлялись две яхты одного проекта. Первая из них имела парусное вооружение китайской джонки, а вторая – наиболее распространённое на сегодняшний день вооружение бермудского шлюпа.

Для чистоты эксперимента в сопоставлении приняли участие две лодки проекта Ван де Штадта Splinter 21, построенные на одной верфи в конце 60-х.

Первая из яхт, «Amiina» была приобретена владельцем Эдвардом Хупером как заброшенный корпус, специально для последующего восстановления и переоборудования под вооружение по типу китайской джонки.

Вторая,«Whisper», принадлежавшая Стиву Картлеру, находилась в первозданном и ухоженном состоянии с оригинальными бермудскими парусами и рангоутом.

Я не буду приводить полный перевод статьи, оригинал которой представлен для самостоятельного изучения ниже. Расскажу лишь о тех выводах, которые мне представляются очевидными из максимально корректного сопоставления двух типов парусного вооружения в одинаковых условиях и на одних курсах.

На лавировке:

Лодка с бермудскими парусами идёт на острых курсах почти всегда быстрее своего «китайского» конкурента, разгоняется после поворота бодрее, но, что неожиданно, не круче к ветру! Повороты на джонке при этом осуществляются без работы со шкотами стакселя, все манипуляции ограничиваются перекладкой руля. Так как всё вооружение джонки состоит из одного грота, центр давления которого находится в непосредственной близости к оси мачты, такой парус идеально сбалансирован. Ни мощных талей, ни больших дорогостоящих лебёдок для работы с ним не требуется.

На полных курсах:

По мере того, как бермудский грот при уваливании начинает прикрывать стаксель, вся площадь «китайца» уверенно и мощно вытаскивает джонку вперёд. Постановка спинакера или вынос генуи «на бабочку» способны изменить положение, но потребуют постоянного напряжённого контроля и эффективны лишь до первого шквала или неожиданного привода. Спинакер, его гик, брасы, шкоты, оттяжки, топенанты не только стоят немалых денег, но и требуют дополнительных рук на палубе. Большой лёгкий спинакер – не из числа тех надежных парусов, что несут в длительных океанских переходах. Вооружение джонки ведёт себя на попутных курсах более предсказуемо и стабильно. Отсутствие массивного гика и стоячего такелажа снижает риск аварий и травм при непроизвольной смене галса в свежий ветер. Весь «комплект парусов» джонки состоит из одного паруса, качество которого очень мало зависит от материала, из которого он пошит. Отсутствие специфических растягивающих напряжений в китайском парусе, в отличие от современных бермудских парусов с большим удлинением, позволяет использовать для его пошива самые доступные материалы. Обратите внимание, под чем ходят до сих пор настоящие джонки в Гонконге!

Постановка и уборка парусов, взятие рифов:

Здесь однозначно имеет преимущество вооружение джонки. Парус ставится и убирается с минимальными нагрузками на фале, причём в отличие от бермудского грота – на любых курсах, включая полный фордевинд! Это даёт неоспоримые преимущества шкиперу с малочисленной любительской командой при маневрировании в стеснённых акваториях или при запоздалом рифлении в условиях штормового моря.

Что в итоге:

Если ваша цель – гонки с профессионально подготовленной командой, полным «гардеробом» парусов, кучей палубных лебёдок, рангоутном из углеродного волокна, такелажем, превосходящим по стоимости автомобиль премиум-класса, выбор в пользу современного бермудского вооружения является вполне оправданным и гармоничным. Однако если вас не оставляют мечты о дальних океанских походах, преимущественно с попутными ветрами, с небольшой любительской командой и ограниченным бюджетом, рассмотреть повнимательнее вооружение китайской джонки будет весьма актуально и полезно.

Оригинал статьи вы можете прочесть здесь (pdf) и здесь.