Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, потому что в жизни случаются чудеса. Некоторым людям везёт и они выигрывают миллионы в лотерею, а покупка вещей, бывших в употреблении – это всегда лотерея без каких либо гарантий. Специалистам нашей компании приходилось иметь дело с лодками, приобретёнными на вторичном рынке, но, естественно, к нам обращались только те, чьи «билеты» оказались без выигрыша, и их большинство.

Счастливому обладателю заслуженной яхты, приобретённой у родственников пожилого яхтсмена в связи с его кончиной и «не выходившей в море последние двадцать лет» придется столкнуться с проблемами.

 

Вот вкратце некоторые из них:

1. Корпус

Как правило, в относительно тёплых странах большинство яхт очень редко поднимают из воды. Береговое хранение затратно, а климат и продолжительный сезон позволяют держать лодки на плаву круглогодично. Обычно их так и продают, демонстрируя прямо на воде. Опытный брокер вспомнит не один случай, когда лодка не тонула только за счёт плотного обрастания корпуса, при этом фальшкиль держался лишь на паре проржавевших болтов и толстом слое шпаклёвки! Риск «попасть» на подобный вариант не зависит от материала корпуса; не существует однозначного ответа, какой из корпусов – пластиковый, расслоившийся от осмоса, прогнивший деревянный или прокорродировавший металлический окажется дешевле в ремонте. В любом случае надо сознавать, что в случае вынужденного ремонта речь пойдёт о впечатляющих суммах.

Другое дело, что многие покупатели подобных лодок ходить по морям и не собираются и приобретают их для того, чтобы пожить недельку-другую в хорошо оборудованной средиземноморской марине, приглашая девушек с набережной «на кофе». Но если вы хотите на этой лодке куда-либо ходить – корпус потребует серьёзной дефектации. Проверенный корпус – основа успеха всей покупки.

2. Двигатель

В подавляющем большинстве случаев двигатель на подержанной лодке «замучен насмерть». И это может быть связано как с большим количеством наработанных моточасов, возрастом, так и с активностью среды использования, и с пренебрежительным отношением к своевременному обслуживанию. Прокорродировавшая рубашка системы охлаждения, «окостеневшие» сальники вкупе с выработкой валов в местах трения, теплообменники, забитые известковыми отложениями, залёгшие в результате перегрева кольца, «уставшие» редуктор и ТНВД, как правило, обоснованно требуют замены двигателя целиком. И вот тут обычно возникает проблема совместимости – если прежний двигатель снят с производства, замена модели потребует изменения конфигурации фундамента, валолинии, газовыхлопа, дистанционного управления, а также щитка приборов и т.п. вплоть до аккумулятора с проводами и клеммами – ведь новые провода должны быть на пять сантиметров длиннее! К стоимости двигателя придётся приплюсовать стоимость всех работ, от демонтажа старого мотора до центровки валолинии и отладки системы управления на новом.

3. Навигация

Навигационное оборудование современной яхты морально устаревает столь же стремительно, как и всякая компьютерная техника, чем оно по сути и является. Плюс к этому современные «девайсы» особой долговечностью не отличаются, плохо совмещаются с элементами обновленных моделей той же фирмы, когда, например, трубка к старой радиостанции больше не выпускается... В результате придётся менять всё – от автопилота до устаревших электронных карт «инопланетного» региона. Розничные цены и стоимость монтажа могут обескуражить.

4. Парусное вооружение

На лодках южных регионов, особенно Средиземноморья, рангоут и такелаж часто требуют замены. Тело алюминиевой мачты под нержавеющими оковками подвергается электролитической коррозии, а нержавеющие ванты – щелевой. Серьёзные яхтсмены на «средиземке» меняют такелаж каждые три года, и вовсе нет от щедрости. Состояние парусного «гардероба» тоже требует внимательного изучения, но это, по нашему опыту – самая простая из возможных проблем.

5. Электрооборудование, аккумуляторы, инвертор, отопитель, кондиционер, холодильник...

Хорошую яхту с соответствующими гарантиями изготовителя, современным оборудованием, прочным и долговечным корпусом, с оборудованием, вдумчиво и любовно подобранным под конкретные задачи, едва ли удастся найти из числа серийно выпускаемых, ее можно только построить на заказ. Именно поэтому во всем мире успешно существуют верфи малосерийного и заказного типа. А наше небольшое предприятие с обширным опытом работы готово построить лодку лучше и значительно дешевле европейских аналогов.