Как бы крамольно это ни звучало, но ехать на выставку ради покупки лодки – не лучшая затея, покупками лучше заниматься в дилерском центре. Выставка ценна прежде всего возможностью сопоставления качеств сходных товаров наяву – через полный набор органов чувств, без посредство видеоэкрана. А еще ценнее она для специалиста-профессионала, который стремится быть «в струе» и отслеживает направления движения в спросе, дизайне, бизнес-технологиях.
За дизайном есть смысл ехать в Италию, за бизнесом – в Германию, за изысками потребительской моды – в Монако или Ниццу. Хельсинкское же бот-шоу Vene/Båt стоит посещать нашим заводским директорам, конструкторам и технологам. Финское судостроение фанатично стремится держаться на острие прогресса, при этом обречено выпускать свою продукцию серийно и качественно, иначе сходу проиграет конкурентам из Польши, Прибалтики и прочего «третьего лодочного мира». Обойдя насколько залов выставочного центра в Пасила, вы обнаружите и дизайнерские изыски, и остромодные новинки, и необычные идеи, и европейский ширпотреб – в этом году всего 532 лодки от 390 участников на площади 25 000 м2. Объединяет их то, что в своей массе этот товар доступен среднему европейцу и служит целям скорее практическим, чем представительским.
Впрочем, намерение не синоним действию. Удержаться «на острие» фирмачам всем скопом не удается, и мы, бегло окидывая взглядом экспозицию 2017 г., отмечаем, что несмотря на полную занятость выставочной площади, лодки стоят достаточно просторно, больше стало «варяжьих» стендов с побочной непрофильной продукцией, а парусная экспозиция ужалась до считанных по пальцам корпусов.
Финская маломерка по-прежнему не на взлете. Хотя цифры статистики и отмечают рост экспорта за прошлый год около 6%, общим объемом 222 млн.евро, круг основных потребителей финских лодок с отрывом образовали только Швеция и Норвегия – примерно по 4000 корпусов в общей стоимостью пределах 60 млн.евро на каждую. Прочие страны Европы и Америки хотя и дали неплохой «вал», брали лодки не сотнями, а в лучшем случае десятками – хорошие, дорогие лодки. Россия сильно «провалилась» по финскому импорту в прошлом году – на 67%, взяла всего 117 лодок общей стоимостью 3.2 млн. евро.
Стабильно скромные темпы прироста экспорта не означают, что водная жизнь Финляндии замерла. За тот год финны зарегистрировали 3544 новые лодки, в том числе 29 парусных яхт длиной более 20 футов. Интересно, что RIBы они за настоящие лодки не считают – среди зарегистрированных их было всего 46! Впервые после кризиса начал расти импорт в Финляндию – сразу на 40%, и преимущественно из Польши и США. Большинство предприятий – 51% – ожидают рост оборота в наступившем году, 43% предполагают, что ситуация не изменится. Полный оборот лодочной индустрии составил 518 млн.евро и тоже прирос в прошлом году на 6%. Видимо, ориентация преимущественно на рынки Скандинавии задавала тон на экспозициях. В особом фаворе были «шхерный крейсера» – всепогодные катера-коммутеры и пафосные открытые «кабриолеты», к которым норвежцы питают странную по нашим понятиям симпатию. Парад премьер возглавили несколько знаковых новинок.
Практически все ведущие компании выставили флагманские модели, способные удержать на транце пару самых мощных на сегодня 350-400-сильных подвесников. Никого не смущало, что зачастую они выглядели как переростки – увеличенные в масштабе копии младших моделей ряда. Это выглядит даже забавно, что называется, «funny».
Скажем, «гвоздь» стенда Buster – топовую модель Phantom в буклете трудно отличить от Buster Magnum или XXL, на стенде же новый флагман просто давил меньших братьев своими размерами. Две «Ямахи» по 350 л.с., 9.5 м длины, вместимость – 12 человек на креслах и диванчиках в необъятном кокпите. Разумеется, патентованная бортовая информационная система «Buster Q» тоже присутствует.
Такой же «качок» – 9.6-метровый «XO Cruiser», чья премьера уже состоялась в Дюссельдорфе, но действо со срыванием покрова и киношным дымом из-под днища повторили и в Хельсинки. Угольно-черный аппарат под двумя 300-сильными Evinrude G2 несомненно волновал чувства посетителей. Консоль управления не поражает популярным еще не так давно винтажным обилием круглых индикаторов – их место заняли два 9-дюймовых монитора Simrad, да и вообще кокпит обустроен довольно незатейливо.
Но оцените эффект малости поста управления и сдвоенного водительского сиденья по центру в сравнении с шириной обитаемого пространства. Удаленный на безопасное расстояние борт с бешено несущейся за ним водой дает совсем другое ощущение судна и себя в нем. Это все равно как повелевать всем подлунным миром.
Вторая новинка ХО, младший брат «Круйзера» с именем, как будто произносимым сквозь зубы – «DFNDR», тоже был с помпой презентован публике. Такой же стильный, чуть менее энерговооруженный, он отличался идеологически, являя собой не пафосный «обитаемый остров», а скорее аналог мотовездехода-багги, декорированный соответствующими атрибутами – дугами безопасности, анатомическими креслами, даже зеленой милитаристической канистрой в багажнике. Запасного колеса не хватало для полного комплекта.
Оба «летают» со скоростью под 50 узлов, и являют собой направление «лодок для понтов», развившееся у финнов относительно недавно. Основание применить для них мощные подвесники прозаично: они проще в эксплуатации, чем стационарные дизели, особенно если учитывать незначительность наработки двигателей на подавляющем большинстве скоростных прогулочных катеров – лишь несколько десятков моточасов в навигацию. Не для тяжелой работы приобретаются они, эти «качки-переростки».
Отдельно стоит упомянуть про новейшего мастодонта Nord Star 47. Эту самую крупную модель семейства готовили к показу года три, и пока никто из финских конкурентов по направлению «морских внедорожников», к которому принадлежит «47-й», не потянул похожего размера. Очередь желающих поглазеть на интерьеры новинки стояла почти все дни выставки.
Поляки и промдизайн
Восхищаясь достижениями компьютерных технологий в первую очередь художественном дизайне и визуализации проектов, мы почти не заметили, как благодаря им произошла тихая революция и в производственных технологиях. Конструкторы перестают рисовать чертежи и носить их мастерам. За дело взялись станки-роботы, они вырезают мастер-модели для формовки пластика, кроят листовые детали и выгибают трубчатые конструкции, принимая информацию прямо из дизайнерского компьютера.
Можно отдельно рассуждать о том, как новые технологии изменили мир верфи и как изменилась цена дизайнерских ошибок – это потребителю не слишком интересно. Он просто замечает, что лодки стали другими. Их конструкция стала как будто более «раздробленной» на отдельные функциональные элементы, изготавливаемые на станках с ЧПУ, и ручная работа все больше сводится к сборке и подгонке отдельных готовых фрагментов.
«Новой волне» свойственны четкие геометрические формы с обозначенными гранями, обширные угловатые иллюминаторы в бортах, вырезанные фрезером накладные пайолы и ступеньки, разнообразные нержавеющие «блестяшки» лазерной резки – все они хорошо подогнаны друг к другу, откидные лючки и крышки складываются в трансформируемое оборудование, и потребитель прямо на стендах вовлекается в игру «открой для себя лодку».
Новые модели катеров-коммутеров тиражируют идеи, внедренные Торупом в прошлогодней новинке Bella Raid 700. Bella Patrol 700 и Bella Raid 620 очень похожи компоновкой и доведены до совершенства в расположении кресел, столов, откидных ступенек, когда каждой детали оборудования назначено своё место и каждый вариант изменения ее положения обыгран с точки зрения целесообразности.
При чем тут поляки? Торуп представил журналистам новые свои серии лодок Nordkapp. Sting со стеклопластиковым корпусом и несколько более дорогостоящий алюмопластиковый Ranger. В чем-то повторяя финские серии Bella и Flipper, эти лодки производятся в Польше, потому должны быть привлекательнее по цене. Польша уже прочно обосновалась в залах Vene/Båt с катерами Axopar, Pegazus, Galeon, Arctic. Гордость финнов Buster – и те уже выпускают там свои меньшие по размеру модели.
Налицо противоречивая тенденция: с одной стороны, финны стремятся удержать у себя производства, работая на более зажиточных скандинавов, с другой стороны, сами понемногу переводят свои мощности в европейские регионы с более дешевой рабсилой, и с дальнейшей стабилизацией мировых экономик этот процесс только усилится. Тут нам бы не терять возможностей.
"Наши" в Европе
На протяжении ряда лет мы наблюдаем процесс своеобразной ротации – на Vene приезжают то одни, то другие российские компании-судостроители, делают какие-то выводы и затем исчезают из поля зрения. Или не исчезают, как петербургские Master (Pro), которые сотрудничают с финнами уже 22 года подряд.
Цепко держатся за достигнутые рубежи украинцы Brig и Tuna. В этом году еврорынок опробовали самарцы с лодками «Салют» (Realcraft на местном наречии) и «Волжанка».
Планы у них обширные, средства вложены в производства немалые, пройдена евросертификация – идет процесс поиска дилеров. Интегрирование в еврорынок – реальный шанс для наших производственников укрепить свое экономическое положение, только вскочить на этого «коня» удается не многим. Принцип «как у вас, но дешевле» уже не срабатывает, потому что сильно дешевле не получается, а «как у вас» требует предложения реально работающей идеи, некоего ноу-хау, которое оценит местный потребитель, пускай и не сразу. Такое бывает, как например со складными РИБами или аэролодками-СВП, по которым наши специалисты наработали хороший задел.
Победители номинаций
Регулярно проводимый конкурс «лодка шоу» в этот раз отыгрался как-то неожиданно. Финны патриотичны по натуре и не упускают случая заявить о себе. В трех категориях «открытая моторная лодка», «каютная моторная лодка» и «моторная яхта» номинировались и упомянутые Buster Phantom, и новые Bella и Nordkapp, и Nord Star 47, но список победителей стал неожиданностью.
В «открытой» категории победил малоизвестный «олдтаймер» Barchetta 26 OC, и он оказался единственной финской лодкой-победителем. В двух других категориях победили шведский Arronet 24,5 Surprise и польский Galeon 360 Fly.
Возможно, жюри решило зафиксировать перемены, происходящие с финским рынком, учитывая тренд на рост популярности импорта. А может это такое предупреждение местным судостроителем: поактивнее надо бы, не то вас съедят…
Алексей Даняев
фото автора