Первая яхта, построенная по проекту «Пятый Элемент», была спущена на воду в начале октября и срочно отправилась в переход вокруг Европы. Всё произошло настолько стремительно, что мы не успели ни сделать красивых фотографий, ни провести полноценных ходовых испытаний. Мы вышли вместе с заказчиком на два часа в море, чтобы протестировать парусное вооружение, и буквально через день лодка покинула пределы России. Ну разные бывают планы на жизнь и обстоятельства, поэтому пока придётся довольствоваться теми данными, которые успели получить. Весной спустим вторую лодку и уж там спокойно подготовим самое исчерпывающее описание испытаний.

Мы пошли навстречу заказчику, хотя по нашим производственным планам это должна быть третья яхта в серии, и спуск её планировался на весну 2022 года. Так как наших сил на выполнение всех работ в столь короткие сроки не хватало, заказчик привлёк сторонних исполнителей, что в конечном итоге только добавило нервозности и проблем. Но мы справились, хоть и не без оговорок, с этой трудной задачей. По итогу лодка без существенных поломок, в штормовых условиях осенней Балтики и при преобладающих встречных ветрах прошла за неделю путь от Санкт-Петербурга до Киля, при этом совершив три промежуточные остановки. Это фантастический результат! Средняя скорость на переходах под парусами составила около 8 узлов, а максимальная превысила 11!

Парусное вооружение джонки прекрасно себя зарекомендовало. Наглядно были продемонстрированы такие его преимущества, как простая система рифления, отсутствие необходимости постоянно выходить из кокпита на палубу, приводиться к ветру в момент постановки и уборки парусов. Да-да, паруса ставятся и убираются на любых курсах! Положительное свойство балансирных парусов заключается и в том, что непроизвольный поворот фордевинд не рвёт ванты и не ломает гики. Вант просто нет, а паруса, заметно разгруженные за счёт своей балансирной части, с лёгким хлопком переходят с галса на галс.

Из существенного: по результатам первого перехода выяснилась необходимость изменить конструкцию степса мачты. Мачта в этом месте имела излишнюю свободу перемещения, которая привела к расшатыванию клиньев в пяртнерсе. С учётом специфики самого вооружения это не стало серьёзной или опасной проблемой, и она была устранена силами экипажа во время короткой остановки в Таллине. Получен ценный опыт – узел усовершенствован. Будем дальше собирать бесценный материал по результатам всего путешествия, а в настоящий момент, через три недели после выхода, яхта уже во Франции! Удачи экипажу, счастья хозяину! Он полон энтузиазма и не без оснований, мы ему по-хорошему завидуем!