Как бы крамольно это ни звучало, но ехать на выставку ради покупки лодки – не лучшая затея, покупками лучше заниматься в дилерском центре. Выставка ценна прежде всего возможностью сопоставления качеств сходных товаров наяву – через полный набор органов чувств, без посредство видеоэкрана. А еще ценнее она для специалиста-профессионала, который стремится быть «в струе» и отслеживает направления движения в спросе, дизайне, бизнес-технологиях.

За дизайном есть смысл ехать в Италию, за бизнесом – в Германию, за изысками потребительской моды – в Монако или Ниццу. Хельсинкское же бот-шоу Vene/Båt стоит посещать нашим заводским директорам, конструкторам и технологам. Финское судостроение фанатично стремится держаться на острие прогресса, при этом обречено выпускать свою продукцию серийно и качественно, иначе сходу проиграет конкурентам из Польши, Прибалтики и прочего «третьего лодочного мира». Обойдя насколько залов выставочного центра в Пасила, вы обнаружите и дизайнерские изыски, и остромодные новинки, и необычные идеи, и европейский ширпотреб – в этом году всего 532 лодки от 390 участников на площади 25 000 м2. Объединяет их то, что в своей массе этот товар доступен среднему европейцу и служит целям скорее практическим, чем представительским.

Впрочем, намерение не синоним действию. Удержаться «на острие» фирмачам всем скопом не удается, и мы, бегло окидывая взглядом экспозицию 2017 г., отмечаем, что несмотря на полную занятость выставочной площади, лодки стоят достаточно просторно, больше стало «варяжьих» стендов с побочной непрофильной продукцией, а парусная экспозиция ужалась до считанных по пальцам корпусов.

Финская маломерка по-прежнему не на взлете. Хотя цифры статистики и отмечают рост экспорта за прошлый год около 6%, общим объемом 222 млн.евро, круг основных потребителей финских лодок с отрывом образовали только Швеция и Норвегия – примерно по 4000 корпусов в общей стоимостью пределах 60 млн.евро на каждую. Прочие страны Европы и Америки хотя и дали неплохой «вал», брали лодки не сотнями, а в лучшем случае десятками – хорошие, дорогие лодки. Россия сильно «провалилась» по финскому импорту в прошлом году – на 67%, взяла всего 117 лодок общей стоимостью 3.2 млн. евро.

Стабильно скромные темпы прироста экспорта не означают, что водная жизнь Финляндии замерла. За тот год финны зарегистрировали 3544 новые лодки, в том числе 29 парусных яхт длиной более 20 футов. Интересно, что RIBы они за настоящие лодки не считают – среди зарегистрированных их было всего 46! Впервые после кризиса начал расти импорт в Финляндию – сразу на 40%, и преимущественно из Польши и США. Большинство предприятий – 51% – ожидают рост оборота в наступившем году, 43% предполагают, что ситуация не изменится. Полный оборот лодочной индустрии составил 518 млн.евро и тоже прирос в прошлом году на 6%. Видимо, ориентация преимущественно на рынки Скандинавии задавала тон на экспозициях. В особом фаворе были «шхерный крейсера» – всепогодные катера-коммутеры и пафосные открытые «кабриолеты», к которым норвежцы питают странную по нашим понятиям симпатию. Парад премьер возглавили несколько знаковых новинок.

Лодки-переростки

Практически все ведущие компании выставили флагманские модели, способные удержать на транце пару самых мощных на сегодня 350-400-сильных подвесников. Никого не смущало, что зачастую они выглядели как переростки – увеличенные в масштабе копии младших моделей ряда. Это выглядит даже забавно, что называется, «funny».

Скажем, «гвоздь» стенда Buster – топовую модель Phantom в буклете трудно отличить от Buster Magnum или XXL, на стенде же новый флагман просто давил меньших братьев своими размерами. Две «Ямахи» по 350 л.с., 9.5 м длины, вместимость – 12 человек на креслах и диванчиках в необъятном кокпите. Разумеется, патентованная бортовая информационная система «Buster Q» тоже присутствует.

Такой же «качок» – 9.6-метровый «XO Cruiser», чья премьера уже состоялась в Дюссельдорфе, но действо со срыванием покрова и киношным дымом из-под днища повторили и в Хельсинки. Угольно-черный аппарат под двумя 300-сильными Evinrude G2 несомненно волновал чувства посетителей. Консоль управления не поражает популярным еще не так давно винтажным обилием круглых индикаторов – их место заняли два 9-дюймовых монитора Simrad, да и вообще кокпит обустроен довольно незатейливо.

Но оцените эффект малости поста управления и сдвоенного водительского сиденья по центру в сравнении с шириной обитаемого пространства. Удаленный на безопасное расстояние борт с бешено несущейся за ним водой дает совсем другое ощущение судна и себя в нем. Это все равно как повелевать всем подлунным миром.

Вторая новинка ХО, младший брат «Круйзера» с именем, как будто произносимым сквозь зубы – «DFNDR», тоже был с помпой презентован публике. Такой же стильный, чуть менее энерговооруженный, он отличался идеологически, являя собой не пафосный «обитаемый остров», а скорее аналог мотовездехода-багги, декорированный соответствующими атрибутами – дугами безопасности, анатомическими креслами, даже зеленой милитаристической канистрой в багажнике. Запасного колеса не хватало для полного комплекта.

Оба «летают» со скоростью под 50 узлов, и являют собой направление «лодок для понтов», развившееся у финнов относительно недавно. Основание применить для них мощные подвесники прозаично: они проще в эксплуатации, чем стационарные дизели, особенно если учитывать незначительность наработки двигателей на подавляющем большинстве скоростных прогулочных катеров – лишь несколько десятков моточасов в навигацию. Не для тяжелой работы приобретаются они, эти «качки-переростки».

Отдельно стоит упомянуть про новейшего мастодонта Nord Star 47. Эту самую крупную модель семейства готовили к показу года три, и пока никто из финских конкурентов по направлению «морских внедорожников», к которому принадлежит «47-й», не потянул похожего размера. Очередь желающих поглазеть на интерьеры новинки стояла почти все дни выставки.

Поляки и промдизайн

Восхищаясь достижениями компьютерных технологий в первую очередь художественном дизайне и визуализации проектов, мы почти не заметили, как благодаря им произошла тихая революция и в производственных технологиях. Конструкторы перестают рисовать чертежи и носить их мастерам. За дело взялись станки-роботы, они вырезают мастер-модели для формовки пластика, кроят листовые детали и выгибают трубчатые конструкции, принимая информацию прямо из дизайнерского компьютера.

Можно отдельно рассуждать о том, как новые технологии изменили мир верфи и как изменилась цена дизайнерских ошибок – это потребителю не слишком интересно. Он просто замечает, что лодки стали другими. Их конструкция стала как будто более «раздробленной» на отдельные функциональные элементы, изготавливаемые на станках с ЧПУ, и ручная работа все больше сводится к сборке и подгонке отдельных готовых фрагментов.

Особенно заметно, как преобразились модельные ряды одного из ведущих деятелей финского рынка Bella OY. Норвежский конструктор Эспен Торуп дал новое лицо основной их части и сейчас штурмует последний бастион классики – бренд Aquador.

«Новой волне» свойственны четкие геометрические формы с обозначенными гранями, обширные угловатые иллюминаторы в бортах, вырезанные фрезером накладные пайолы и ступеньки, разнообразные нержавеющие «блестяшки» лазерной резки – все они хорошо подогнаны друг к другу, откидные лючки и крышки складываются в трансформируемое оборудование, и потребитель прямо на стендах вовлекается в игру «открой для себя лодку».

Новые модели катеров-коммутеров тиражируют идеи, внедренные Торупом в прошлогодней новинке Bella Raid 700. Bella Patrol 700 и Bella Raid 620 очень похожи компоновкой и доведены до совершенства в расположении кресел, столов, откидных ступенек, когда каждой детали оборудования назначено своё место и каждый вариант изменения ее положения обыгран с точки зрения целесообразности.

При чем тут поляки? Торуп представил журналистам новые свои серии лодок Nordkapp. Sting со стеклопластиковым корпусом и несколько более дорогостоящий алюмопластиковый Ranger. В чем-то повторяя финские серии Bella и Flipper, эти лодки производятся в Польше, потому должны быть привлекательнее по цене. Польша уже прочно обосновалась в залах Vene/Båt с катерами Axopar, Pegazus, Galeon, Arctic. Гордость финнов Buster – и те уже выпускают там свои меньшие по размеру модели.

Налицо противоречивая тенденция: с одной стороны, финны стремятся удержать у себя производства, работая на более зажиточных скандинавов, с другой стороны, сами понемногу переводят свои мощности в европейские регионы с более дешевой рабсилой, и с дальнейшей стабилизацией мировых экономик этот процесс только усилится. Тут нам бы не терять возможностей.

"Наши" в Европе

На протяжении ряда лет мы наблюдаем процесс своеобразной ротации – на Vene приезжают то одни, то другие российские компании-судостроители, делают какие-то выводы и затем исчезают из поля зрения. Или не исчезают, как петербургские Master (Pro), которые сотрудничают с финнами уже 22 года подряд.

Цепко держатся за достигнутые рубежи украинцы Brig и Tuna. В этом году еврорынок опробовали самарцы с лодками «Салют» (Realcraft на местном наречии) и «Волжанка».

Планы у них обширные, средства вложены в производства немалые, пройдена евросертификация – идет процесс поиска дилеров. Интегрирование в еврорынок – реальный шанс для наших производственников укрепить свое экономическое положение, только вскочить на этого «коня» удается не многим. Принцип «как у вас, но дешевле» уже не срабатывает, потому что сильно дешевле не получается, а «как у вас» требует предложения реально работающей идеи, некоего ноу-хау, которое оценит местный потребитель, пускай и не сразу. Такое бывает, как например со складными РИБами или аэролодками-СВП, по которым наши специалисты наработали хороший задел.

Победители номинаций

Регулярно проводимый конкурс «лодка шоу» в этот раз отыгрался как-то неожиданно. Финны патриотичны по натуре и не упускают случая заявить о себе. В трех категориях «открытая моторная лодка», «каютная моторная лодка» и «моторная яхта» номинировались и упомянутые Buster Phantom, и новые Bella и Nordkapp, и Nord Star 47, но список победителей стал неожиданностью.

В «открытой» категории победил малоизвестный «олдтаймер» Barchetta 26 OC, и он оказался единственной финской лодкой-победителем. В двух других категориях победили шведский Arronet 24,5 Surprise и польский Galeon 360 Fly.

Возможно, жюри решило зафиксировать перемены, происходящие с финским рынком, учитывая тренд на рост популярности импорта. А может это такое предупреждение местным судостроителем: поактивнее надо бы, не то вас съедят…

Алексей Даняев
фото автора