Предложение экспедиционных парусных судов на рынке очень ограничено, поскольку металлические яхты этого класса как правило обходятся заказчикам в несколько раз дороже, чем сопоставимые по размерам массовые изделия из стеклопластика. Разработка настоящей экспедиционной океанской шхуны с бескомпромиссным стальным корпусом и максимально простым в управлении парусным вооружением при относительно низком бюджете – это амбициозная и нетривиальная задача. Едва начавшись, проект «Пятый Элемент» вызвал огромный интерес у яхтсменов, поскольку его основные решения позволяют реально снизить издержки как на стадии постройки, так и в дальних океанских путешествиях.


На сегодняшний день рангоут, такелаж и паруса бермудского вооружения могут составлять до половины стоимости яхты, а если к этому добавить ещё и комплект дорогостоящих лебёдок, погонов и закруток, то удельная доля затрат возрастёт до ещё более впечатляющих цифр. Всё это становится ненужным, как только мы переходим к люгерному вооружению китайской джонки с его свободностоящими мачтами и балансирными парусами. Парус из отдельных панелей, простой по геометрии профиля и не испытывающий огромных растягивающих нагрузок, может быть пошит из очень бюджетного материала. Современные технологии и материалы просто позволяют по-новому взглянуть на традиционные решения. Яхта получит современное, эффективное и одновременно очень скромное по затратам парусное вооружение, которое по сути является актуализацией идей вооружения китайской джонки с использованием современных материалов и технологий. Мачты решено сделать пластиковыми с использованием карбонового армирования. Мы планируем получить относительно лёгкие и очень прочные мачты, позволяющие при необходимости нести дополнительные паруса при умеренных ветрах.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Одной из характерных особенностей экспедиционных яхт, предназначенных для плавания в экстремальных условиях и способных без фатальных последствий переносить внезапные коллизии в океане, является наличие в их конструкции водонепроницаемых переборок. По минимуму это может быть одна-единственная таранная переборка, предотвращающая затопление при прямом столкновении. Однако в нашем проекте таких переборок предусмотрено три – они делят объём корпуса яхты на четыре отдельных отсека, обеспечивающие максимально возможную живучесть и безопасность яхты данного размера. Именно по этой (не единственной) причине жилой отсек в носовой части лодки не сообщается напрямую с ходовой рубкой и находящимся под ней машинным отделением.

Швартовка яхты большого водоизмещения и немалых габаритов в заполненных до предела дорогими «игрушками» маринах всегда сопряжена с определёнными затруднениями. И здесь нет достойной альтернативы большому по площади отдельно стоящему перу руля, находящемуся непосредственно в потоке от гребного винта и максимально отдалённому от киля.

На абсолютном большинстве современных яхт для рулей не применяют «пятки со стойкой», или, по морскому, рудерписа. Это связано с тем, что данное решение подразумевает три подшипника на оси баллера руля (два в гельмпорте и один в пятке), против двух подшипников у консольно закреплённого пера руля современных лодок. Когда баллер проходит через три точки, возникновение малейшей несоосности, например при лёгкой посадке на мель, приводит к заклиниванию рулевого устройства и лодка потеряет способность управляться. А если у вас только два подшипника, то баллер в подобной ситуации если и погнётся, все же продолжит свободно вращаться. Казалось бы, очевидное соображение, но не все об этом знают!

Концепция парусного вооружения китайской джонки с её простейшим свободностоящим рангоутом не требует фантастически дорогостоящих мачтовых профилей, стоячего такелажа, краспиц, вант-путенсов и талрепов. Вдобавок для нормальной работы с парусами нашей 25-тонной яхты в принципе будет достаточно всего ОДНОЙ ! палубной шкотовой лебёдки относительно небольшого «45-го» размера. Она в паре с установленной скорее для симметрии резервной второй лебёдкой легко справится как с обслуживанием двух фалов при постановке и рифлении парусов ( на яхте всего два (!) паруса – весь комплект), так и с выборкой шкотов полубалансирных грота и фока. Больше лебёдок просто не нужно, как не нужно ни палубных погонов, ни дорогостоящих кареток и отводных блоков. Причём в случае особо ограниченного бюджета единственная лебёдка будет способна выполнить роль якорного шпиля, поскольку без затруднений справится и с выборкой якорного каната, идущего к ней напрямую по палубе от носового клюза.

Поскольку сама концепция яхты «Пятый Элемент» оригинальна и не имеет пока прямых аналогов, разрабатывать планировку интерьера нам пришлось без оглядки на шаблонные решения.

Мы поставили задачу сделать плавание на борту нашей шхуны максимально удобным, предоставив каждому члену команды отдельную койку для отдыха и разграничив внутреннее пространство на комфортные для перемещения и хорошо вентилируемые объёмы с естественным освещением. С этой же целью салон и камбуз вынесены наверх, в ходовую рубку, где обеспечиваются максимальный обзор и наилучшая вентиляция, которые минимизируют шансы возникновения морской болезни. Да и обедать куда приятнее наверху, с видом на море или яхты в марине, нежели в подпалубном салоне традиционной яхты! Кроме того, работа ночной вахты с ее свистом кофейника, разговорами и мелькающими фонариками не нарушит отдыха экипажа в носовых каютах.

Яхта оборудуется двумя санузлами – на палубный салон и жилую зону. В основном санузле предусмотрена сидячая ванна. Согласитесь, в условиях качки принимать душ стоя совсем не просто, а компактная сидячая ванна значительно облегчит эту задачу.

Помещения яхты предусматривают достаточное количество шкафов для личных вещей, а также размещение в техническом отсеке полноценной стирально-сушильной машины. Нами предложено уникальное решение шкафа для мокрой штормовой одежды – в глубоком рундуке под диваном салона в рубке, где вещи сушатся с помощью бортового кондиционера. Влага из одежды конденсируется на испарителе и удаляется через дренаж за борт, а охлаждённый сухой воздух поступает в салон. Элегантное, эффективное и, казалось бы, очевидное решение, а применено нами первыми!

Просторное машинное отделение под ходовой рубкой имеет отдельный доступ через люк и позволяет достаточно свободно разместить и удобно обслуживать оборудование. Конструкция машинной рамы позволяет с минимальными изменениями устанавливать двигатели разных производителей и моделей, включая популярные Volvo-Penta и Vetus-Deutz мощностью от 110 до 175 л.с.

Планировка яхты выполнена с акцентом на возможно большее количество гостей на борту, что позволит использовать её и для чартерных целей или работе с наёмным судоводителем. И конечно возможны некоторые изменения планировки, не выходящие за границы здравого смысла. Мы разработали несколько различных планировочных решений, с учётом конкретных пожеланий заказчиков и возможных сценариев использования яхты.

Длина наибольшая14,3 м
Длина габаритная14,90 м
Длина по КВЛ 14,00 м
Ширина4,55 м
Осадка по КВЛ 1,8 м
Водоизмещение порожнем23,0 т
Водоизмещение полное24,9 т
Масса балласта6,5 т
Площадь парусов суммарная133 м2
Мощность двигателя105-130 л.с.
Запас топлива, макс.1400+600 л
Запас воды 800 л
Спальных мест7+1

Вернуться на главную страницу


Рендеры проекта яхты


Строительство яхты

История создания проекта